|
|
|
В Туапсинском порту возникли две новые профорганизации. Возникли подозрительно быстро и подозрительно легко. Обычно так возникают "директорские" профсоюзы. А возникают они, как правило, там, где есть настоящая рабочая организация, которая последовательно отстаивает права работников и потому живет очень нелегко. В порту есть и такие профсоюзы. Сегодня перед ними вырисовывается очередной период нелегкой жизни. Подробнее об этом и многом другом рассказывает лидер портовой первички профсоюза работников водного транспорта Сафербий Шхалахов.
- Трудовые отношения в порту сегодня остаются сложными, - говорит Сафербий Саферович. - После затяжных трудовых конфликтов работники по-прежнему не довольны уровнем зарплаты, системой премирования. Для повременщиков она привязана не к факту, а к плану перевалки грузов. А поток грузов сокращается. Разумеется, не по вине работников. К примеру, снизился объем идущего через порт зерна, угля, металла, а план из-за этого не сократили. Соответственно, он не выполняется и работники теряют в зарплате.
Есть вопросы по оплате труда сменных работников. При новой системе оплаты у них появились проблемы - в большинстве месяцев снижается заработок, при прохождении медосмотра, проверке знаний и даже при подмене более высоко оплачиваемых работников. Мы давно поднимаем этот вопрос, но лишь недавно дирекция обещала "заняться" им.
Трудовой коллектив не удовлетворен и системой индексации зарплаты. В свое время именно этот вопрос привел к забастовке. Сегодня внедряется новая система индексации. Она предусматривает не рост тарифных ставок и окладов, а поквартальные и годовые выплаты, которые компенсируют
инфляцию лишь частично. Теперь и премия по итогам работы за год примет вид компенсации инфляции, а не поощрительной выплаты, какой она должна быть.
По перечисленным вопросам идут переговоры, но их перспективы туманны, много неясностей. Нельзя исключать, что коллектив в очередной раз решит начать трудовой спор. Хотя, мы учитываем, что грузопоток падает и у работодателя возникают объективные трудности.
- Вы упомянули забастовку. Суд признал ее незаконной, обязал профкомы порта и забастком выплатить за нее компенсацию работодателю. Как решился этот вопрос?
- Выплатили 1 миллион 300 тысяч рублей. Хотя, решение суда справедливым мы признать не можем и уже обжаловали его в Европейский суд. Вообще, после такого решения напрашивается вывод, что наши суды, независимо от юридической логики, стараются наказать борющиеся трудовые коллективы. Хотя, индивидуальные иски работников часто удовлетворяются. Подтекст такой политики видимо в том, чтобы люди боролись в одиночку, но не коллективно. С точки зрения работодателя, это логично. Ведь серьезные и устойчивые перемены в пользу работников дает только их коллективная борьба.
- Решение суда повлияло на настроения в коллективе?
- Конечно. Вообще, люди устали от противостояния. К тому же, в конце прошлого года в порту возникло две новые профсоюзные организации - профсоюз работников морского флота Туапсинского морского торгового порта и профсоюзное объединение "Справедливость". Мы предполагаем, что они созданы по инициативе дирекции, чтобы увести от нас работников. В новые профсоюзы перешло примерно по 100-150 человек. Соответственно численность нашей первички и первички профсоюза докеров - наших надежных союзников, сократилась. Но и сегодня мы вместе представляем значительное большинство работников.
Кстати, работа в новых профорганизациях поставлена очень интересно. На День работников морского флота, по имеющейся у нас информации, люди получали там материальную помощь, еще не заплатив профвзносов. Невольно задумываешься, откуда берутся деньги, кто и зачем их дает. Задумываешься
и о поступке работников, которые перешли в новые организации ради сиюминутной выгоды. Хотя, нельзя исключить, что на многих давило начальство, особенно когда в порту начались сокращения...
Несмотря на все это, трудовой коллектив не намерен снижать планку требований. Сейчас уже нет надежды на помощь государственных контролирующих органов, тех же судов. Надежда только на себя.
- Сафербий Саферович, сегодня в крае нет трудового коллектива, который приближался бы к туапсинским портовикам по активности и организованности. Причем, похожая ситуация и в других регионах, где есть порты. Чем это можно объяснить?
- Думаю, тем, что раньше порты вкладывали много денег в социальную структуру - детские сады, пансионаты, жилье для работников и т.д. Люди привыкли к этому. Деньги у портов есть и сегодня, только после смены собственников, на "социалку" и повышение зарплат они идут все меньше. Это вызывает недовольство в коллективах. Сказывается и сплоченность людей тяжелым трудом. Кроме того, порты востребованы любой моделью экономики. Значит, всегда востребованы рабочие руки портовиков и можно торговаться за цену этих рук. Видимо, все это и стало причиной активности работников портов и их профсоюзов.
- Во многих портах существуют трудовые конфликты, часто они схожи по причинам. А общие проблемы, логично решать сообща - во всероссийском масштабе. Но если трудовые проблемы выносятся на федеральный уровень, это уже во многом политика. Однако в профсоюзных кругах часто говорят: "профсоюзы вне политики"...
- Профсоюзы выражают экономические интересы наемных работников. Как известно, политика это концентрированная экономика, это единый замкнутый круг. Раз есть экономический интерес, он обязательно получит политическое выражение. Словом, если всерьез заниматься профсоюзной
работой, волей-неволей выйдешь на политическую деятельность. Это доказывает и опыт зарубежных профцентров. Многие из них тесно сотрудничают с политическими партиями, чаще всего левыми.
Российским профсоюзам тоже нужны политические организации, которые бы последовательно сотрудничали с профсоюзами и отстаивали интересы наемных работников. Но на данный момент здесь больше вопросов, чем ответов. Думаю, все еще впереди. А пока нет должного взаимодействия даже между портовыми профсоюзами. Собственники везде разные, порты конкурируют друг с другом. Это ослабляет солидарность профсоюзов. А вот сами собственники сумели договориться о более-менее едином подходе к трудовым отношениям и профсоюзам...
- В Туапсе прошло несколько митингов против введения в строй терминала по перевалке химудобрений. Это не профсоюзный вопрос, но работников порта, как горожан, он все же касается. Да и находится терминал рядом с портом. Как вы оцениваете ситуацию вокруг терминала и вообще с экологией Туапсе?
- Сразу поясню, что терминал не входит в состав порта, наши работники его не обслуживают. Терминал, действительно, касается нас только как горожан. А горожане в большинстве против него. Думаю, они правы. Тем более, что город переполнен и другими экологически опасными объектами. Наш порт тоже влияет на экологию города, но занимается этой проблемой и тут есть результаты. Во-первых, работники в целом обеспечены необходимыми средствами индивидуальной защиты. Во-вторых, возводится специальная стена, которая должна защитить город от пыли и шума из порта. Стена появится в результате долгой борьбы экологов и общественности. Кстати, это пример того, что борьбы впустую не бывает. Пусть горожане пока не добились выполнения всех природоохранных требований. Но без их борьбы не было бы и частичных улучшений, которые есть сегодня.
Похожая ситуация и с профсоюзами. Недавно я беседовал с одним из работников перешедших в новые профорганизации. В шутку предложил распустить нашу первичку, раз профсоюзная борьба не всегда заканчивается победой. Он не согласился, говорит, без борьбы настоящих профсоюзов, даже с поражениями, портовики не имели бы того, что у них есть сегодня, постоянно теряли бы свои права. Вот наши люди - понимают важность рабочих профсоюзов и... уходят из них.
|