Руководство шоколадной фабрики Nestle усиливает давление на входящий в IUF Профсоюз работников Nestle в Перми. С августа прошлого года профсоюз добивался начала коллективных переговоров по зарплате. Покупательная способность работников резко сократилась в связи с безудержным ростом цен на товары первой необходимости. Среди рабочих фабрики широкое распространение получила практика сдачи крови для получения дополнительного дохода.
В ответ на требования профсоюза начать переговоры по зарплате, руководство фабрики и менеджер по персоналу российского отделения компании Nestle утверждают, что политика компании не позволяет ни в какой форме включать вопрос зарплаты в коллективные переговоры. В то время как профсоюз продолжал настаивать на переговорах, руководство фабрики в одностороннем порядке издало в середине ноября приказ о 15-процентном повышении зарплаты, вступающем в силу с 1 января. Этот шаг был призван подчеркнуть отказ компании от коллективных переговоров и подорвать позиции профсоюза. Несмотря на это, работники фабрики на своей конференции, прошедшей в начале декабря, проголосовали в поддержку требований профсоюза.
В соответствии с юридическими нормами, вступившими в силу после отказа администрации вести переговоры по зарплате с профсоюзом, компания Nestlé была вынуждена принять участие в работе Согласительной комиссии, где не проявила намерения искать пути разрешения конфликта. В соответствии со своей политикой неприятия реальных коллективных переговоров, руководство неоднократно отказывалось отвечать на призывы профсоюза раскрыть информацию о шкале заработной платы или хотя бы о количестве работников, получающих зарплату той или иной категории!
Давление на профсоюз усилилось 21 декабря, когда офис профсоюза и его председатель в качестве наказания были лишены возможности доступа к корпоративной электронной почте и внутренней сети (Nestle назвала это «исправительной мерой») за рассылку сообщений членам профсоюза о планируемом информационном пикете. После того, как 25 декабря этот пикет успешно прошел, работникам стали угрожать увольнениями и переводом производства, если они продолжат поддержку требований профсоюза о добросовестных переговорах.
23 января администрация фабрики провела на фабрике «социологический опрос», для выяснения политических взглядов работников, их готовности участвовать в акциях протеста, их доверия профсоюзам, политическим партиям и институтам. В анкете, в том числе, были и такие вопросы: «Вы доверяете или не доверяете президенту РФ В.В.Путину?», «Какую партию Вы поддерживаете?», «Вы доверяете или не доверяете профсоюзам?», «В чем, по вашему мнению, состоит главное, самое существенное достижение В.Путина за последнее время его работы на посту Президента России?». Опрос был прекращен после протестов со стороны профсоюза и IUF, однако компания так и не дала объяснения этому возмутительному инциденту.
В настоящее время ситуация по-прежнему остается тупиковой из-за отказа компании добросовестно вести коллективные переговоры. Фиаско Согласительной комиссии, официально признанное 7 февраля в «Протоколе о разногласиях», запускает длительную бюрократическую процедуру, в ходе которой Nestle может продолжать отрицать свою ответственность как работодателя вести конструктивные коллективные переговоры с профсоюзом, одновременно продолжая свои антипрофсоюзные действия.
11 февраля IUF подал официальную жалобу на действия компании в Национальный контактный центр ОЭСР в стране регистрации компании Nestle – в Швейцарии. Руководство ОЭСР, положения и процедуры исполнения которого приняты всеми государствами-членами ОЭСР и другими государствами, устанавливают четкие стандарты, определяющие взаимоотношения между прямыми иностранными инвестициями транснациональных компаний и социальным, политическим и правовым контекстом, в котором они работают. Деятельность Nestle в Перми грубо нарушает основные положения Руководства, касающиеся прав человека и трудовых стандартов. Этому должен быть положен конец.
|