|
|
|
Вчера на конференции «Развитие налоговой системы в 2010 году и ее перспективы», организованной Ассоциацией европейского бизнеса, Сергей Шаталов, замминистра финансов РФ, курирующий налоговую реформу, сообщил сразу несколько хороших и не очень новостей. Во-первых, размер страховых взносов, которые работодатели будут платить вместо единого социального налога, еще может быть изменен. Правда, не в 2011 году. Во-вторых, вопрос о повышении пенсионного возраста с повестки дня не снимается.
Г-н Шаталов никого не стал пугать, прозрачно намекнув, что вопрос об изменении величины страховых взносов в государственные внебюджетные фонды закрыт только в пределах будущего года. «Не исключено, что будет обсуждаться вопрос, каковы должны быть размеры страховых взносов, должна ли система быть настолько же регрессивна, как сейчас, когда применяется нулевая ставка взносов при годовом доходе выше 415 тыс. руб.», – сказал он. Помимо этого, по словам замминистра, «может обсуждаться диапазон, в пределах которого применяются ставки взносов, а также и сам размер ставки». Все эти вопросы, отметил он, будут серьезно рассматриваться в 2011 году.
До следующего же года пересмотра размера ставок взносов не произойдет. «Политические решения приняты, с 1 января они вступят в силу», – подчеркнул г-н Шаталов. Однако в течение будущего года министерство собирается пристально следить, как на такое повышение отреагирует экономика, бизнес и предприниматели. Как будет осуществляться налоговое администрирование, насколько эффективно государство сможет реализовать те цели, которые ставило, принимая решение о повышении взносов, а также сколько доходов будут получать фонды.
Напомним, что с 1 января 26% ЕСН заменят 34% страховых взносов в негосударственные фонды, которые будут платить работодатели, за исключением небольшой группы «льготников», которых Госдуме до конца года еще предстоит определить. Государство при этом имеет основания заявлять, что налоговая нагрузка существенно не изменится. Это напоминает не очень ловкий иллюзион: меняются слова, «единый налог» становится «взносом», но разницы для работодателя никакой – и то, и другое нужно платить обязательно. Как сообщил Юрий Горст с кафедры экономического анализа организаций и рынков ГУ ВШЭ, если в 2010 году общая сумма налоговых сборов ожидается на уровне 31% от ВВП, то в следующем – уже на 1,8% больше, и составят эту прибавку как раз деньги из обязательных «взносов», которые будет контролировать, кстати, все та же налоговая инспекция. «Это очень существенная нагрузка на бизнес, но государству вряд ли удастся собрать больше денег. Крупным компаниям деваться некуда. Но средние и мелкие станут еще мельче, перерегистрируются, закроются, сократят персонал или найдут еще массу способов уйти от взносов. А «льготники», которым разрешат платить с 1 января 26%, раньше платили 14%, и они пойдут по тому же пути, что и их несчастливые коллеги». Так что, по мнению ученого, «ожидать хороших выплат и опережающего пополнения социальных и медицинских фондов не стоит».
Печально и то, что нововведения самым негативным образом могут сказаться на наемных работниках, их доходах и рабочих местах в целом, считает г-н Горст. Жаловаться некуда – институт профсоюзов «затерт» до бесполезности, 30% зарплат в экономике уже сегодня выдаются в тени, а в будущем году эта доля непременно вырастет. «При этом рядовой россиянин, скорее всего, ничего не получит от государственных фондов, даже если туда поступят какие-то дополнительные деньги, – полагает эксперт. – Ведь мы не видели никакой конкретной программы (скажем, ОМС или любой другой), направленной на улучшение социальных компенсаций населению. И нынешние пенсионеры тоже ничего с этого не получат, а будущим до пенсии нужно еще дожить – ведь ее собираются отодвигать».
Действительно, Сергей Шаталов подтвердил, что «не снимается с повестки дня вопрос об увеличении пенсионного возраста». Он отметил, что это должно происходить постепенно, с подготовительным периодом. То есть примерно через пять лет с плавным повышением «порога» примерно на полгода ежегодно. Замминистра напомнил, что дефицит пенсионной системы составит порядка 1,1 трлн. руб. Частично он должен быть покрыт в следующем году при помощи повышенных взносов – правительство рассчитывает на 1 трлн. «Однако этого все равно будет недостаточно, чтобы сбалансировать пенсионную систему, – отметил г-н Шаталов. – В 2011 году дефицит Пенсионного фонда страны будет не ниже 3% ВВП, а коэффициент замещения – отношение среднего размера пенсии к среднему размеру заработка – будет постепенно сокращаться».
Эксперты уже устали доказывать, что большая часть мужского населения страны не доживает и до нынешнего пенсионного возраста. Но государство, рассматривая старую альтернативу «кошелек или жизнь», похоже, уже сделало свой выбор.
|