|
|
|
10 января 2013 года вступили в силу изменения в ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Решена проблема, когда родители не могли получать пособия из-за исчезновения работодателя или его уклонения от выплаты.
В законе появилось новое основание для назначения и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом Фонда социального страхования РФ (далее – ФСС РФ).
Теперь территориальный орган Фонда будет выплачивать пособия напрямую застрахованным лицам в трех случаях:
- в случае прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями;
- в случае отсутствия возможности выплаты страхователем пособий в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации;
- новое основание - в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу, назначение и выплата указанных пособий, за исключением пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ.Нововведения способствуют решению тех проблем, которые ранее мешали женщинам получить пособия напрямую от ФСС РФ.
21 февраля 2012 года на слушаниях в Общественной палате РФ «Проблемы выплаты пособий женщинам в связи с материнством, варианты решения» эксперты Центра социально-трудовых прав представили подробный анализ проблем, связанных с уклонением работодателей от выплаты пособий.
В качестве типичной ситуации нарушения прав беременных женщин и женщин с детьми специалистами ЦСТП отмечалось отсутствие денежных средств на счету работодателя и «исчезновение» работодателя. В этом случае недобросовестный работодатель не ликвидируется, но фактически прекращает вести деятельность. Он не располагается по месту регистрации и не имеет денежных средств на счетах. Найти такого ответчика и получить от него пособия на практике невозможно.
ФСС РФ до внесения изменений в закон отказывался выплачивать пособия в такой ситуации напрямую застрахованным лицам, ссылаясь на то, что «исчезнувший» работодатель официально не ликвидирован. Для подтверждения второго основания прямой выплаты - отсутствия денежных средств у работодателя - сотрудники ФСС РФ просили застрахованных лиц предоставить заявление работодателя и доказательства наличия на его счете картотеки неоплаченных документов в связи с задолженностью по другим платежам. Представить такие доказательства для пострадавших женщин затруднительно, к тому же задолженностей у работодателя может и не быть.
После широкого обсуждения проблемы невыплаты пособий при «исчезновении» работодателей органы государственной власти пошли застрахованным лицам навстречу. Был разработан законопроект, направленный на расширение перечня оснований для прямых выплат пособий территориальными органами ФСС - уже в марте 2012 этот законопроект обсуждался на заседании рабочей группы в Минздравсоцразвития РФ. Однако согласование в Правительстве РФ законопроект проходил сложно: против его принятия выступало Министерство финансов РФ. Только в августе 2012 года законопроект, которым было предусмотрено новое основание для прямой выплаты пособий, был внесен в Государственную Думу РФ.
Хотя урегулирование в законе ситуации с «исчезновением» работодателя следует считать безусловным достоинством нововведений, возникают некоторые сложности с пониманием их отдельных формулировок и применением их на практике.
Для того чтобы воспользоваться новой нормой о выплате пособий территориальными органами ФСС РФ в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, женщинам будет необходимо получить решение суда об установлении факта невыплаты пособий страхователем. С практической точки зрения необходимо уточнить, какое именно судебное решение потребуется для назначения пособия территориальным органом ФСС РФ.
Ранее женщины, которым оказывали помощь юристы Центра социально-трудовых прав, сначала добивались решения суда о взыскании сумм невыплаченных пособий с работодателя. С таким судебным решением они обращались к приставу, который в случае невозможности его исполнения выносил соответствующий акт. Акт о невозможности исполнения решения расценивался как подтверждение невозможности выплаты пособия работодателем в связи с недостаточностью денежных средств. С актом и решением суда женщины потом обращались в Фонд для назначения пособий. А в случае отказа ФСС РФ – снова в суд, уже с иском к ФСС.
При этом правоприменительная практика менялась. В 2011 году территориальные органы ФСС РФ выплачивали пособия при наличии у женщины решения о взыскании пособий с работодателя и акта судебного пристава о невозможности исполнения этого решения. Однако уже в 2012 году такая практика почти сошла на нет.
В качестве примера можно привести дело одной из женщин, которой оказывал помощь Центр социально-трудовых прав. В 2010 году истица обратилась в Черемушкинский районный суд г. Москвы с иском о взыскании пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам с работодателя. После получения положительного судебного решения она обратилась к судебным приставам для его исполнения. Было возбуждено исполнительное производство, по итогам которого был вынесен акт о невозможности исполнения решения в связи с отсутствием у должника имущества или доходов, на которые может быть обращено взыскание. Истица обратилась в Филиал № 34 ГУ МРО ФСС РФ для получения пособий на основании ч. 4 ст. 13 Федерального закона №255. В письмах от 14.12.2011, от 10.05.2012, от 24.06.2012 Филиал № 34 ГУ МРО ФСС РФ в выплате пособий отказал. Женщина вновь обратилась в суд, уже с исковым заявлением к Филиалу ФСС РФ, однако 29 декабря 2012 года ФСС РФ неожиданно пошел ей навстречу и выплатил все причитающиеся суммы.
Представляется, что такие действия сотрудников Филиала ФСС РФ связаны с подписанием 29 декабря 2012 года Президентом РФ Федерального закона №276-ФЗ, которым как раз и было предусмотрено новое основание для прямых выплат пособий.
Из формулировки новой редакции закона не совсем ясно, необходимо ли женщинам, чей работодатель «исчез», для получения пособий напрямую взыскивать пособия с работодателя и прибегать к исполнительному производству, или же необходимо устанавливать факт невыплаты и отсутствие возможности установления места нахождения работодателя и его имущества в суде в порядке особого производства.
Также при отсутствии специального регулирования и сложившейся практики представляется сложным оценить, насколько длительными окажутся общие сроки получения пособия по новому основанию.
Следует отметить, что на сегодняшний день отсутствуют Административные регламенты предоставления государственной услуги территориальными органами ФСС РФ по назначению и выплате пособий в случае отсутствия возможности установления местонахождения страхователя и его имущества, на которое может быть обращено взыскание, при наличии вступившего в законную силу решения суда об установлении факта невыплаты таким страхователем пособий застрахованному лицу. По двум прежним основаниям для прямой выплаты пособий такие регламенты приняты для назначения и выплаты каждого из видов пособий:
- для пособия по временной нетрудоспособности – регламент, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.02.2012 №172н;
- для пособия по беременности и родам – регламент, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.12.2011 №1472н;
- для пособия по уходу за ребенком – регламент, утвержденный приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.02.2012 №145н.
При отсутствии регламентов, регулирующих назначение и выплату пособий территориальными органами ФСС РФ по новому основанию, со стороны сотрудников ФСС РФ можно предвидеть необоснованное расширение перечня документов, требуемых для представления застрахованным лицом при обращении за пособиями.
|