|
|
|
Владелец стабильно работающего предприятия, производящего уникальную и идущую нарасхват продукцию, настолько обременяет его долгами, что в результате пустым оказывается даже фонд заработной платы.
Крупная корпорация продает прибыльное и наращивающее производство подразделение сомнительной фирме, отказывающейся выполнять колдоговорные обязательства, а бывший владелец продолжает закупать ту же продукцию у предприятия как у поставщика.
На первый взгляд эти ситуации выглядят абсурдными, но это не так. Главная цель каждого менеджера — добиться, чтобы находящаяся в его руках собственность приносила максимальную прибыль. Поэтому он едва ли станет вспоминать о том, что лучшее враг хорошего. Напротив, менеджер готов рискнуть стабильностью предприятия, если это сулит выгоду в краткосрочной перспективе. К тому же, ему лично ничто не угрожает. Ведь «в случае чего» всю тяжесть удара примут на себя рабочие.
Конечно, предприятие может обанкротиться, если не удастся вернуть кредиты, взятые его менеджерами ради совершения финансовых махинаций. Будет ли выплачиваться заработная плата? Сохранят ли люди работу? В чьей собственности окажется ведомственное жилье? — «Эффективного менеджера» не волнуют эти проблемы. Скорее всего, его схема все равно оказалась выгодной для акционеров и принесла ему самому, как реализовавшему ее управленцу, неплохие бонусы. А предприятие? Что предприятие?! Другое купим!
Передача производства компонентов или одного из видов продукции под своим брендом подрядчику — всегда отличный вариант для крупной корпорации: объем продукции сохраняется, а производственные издержки сокращены, акционеры довольны. Казалось бы, с поставщиком придется делиться прибылью? Отнюдь! Можно даже закупать у него продукцию по цене ниже, чем была себестоимость собственного производства. А поставщик пусть надавит на рабочих: не индексирует зарплату, урежет премии, откажется от выполнения социальных обязательств, увеличит интенсивность труда. И всем будет хорошо… кроме рабочих, разумеется! А с головной компании вроде как взятки гладки.
Эти истории объединяет безответственное поведение менеджеров, не заботящихся о стабильном развитии и стремящихся переложить все тяготы на плечи рабочих (часто прикрывая свою жадность рассказами про «кризис», «оптимизацию», «рост акцизов» или «невозврат НДС»). Однако есть кое-что еще. Это истории о том, в чьих руках власть на предприятии, кто принимает решения и в чьих интересах.
Казалось бы очевидно: владелец предприятия, собственник, работодатель, и его представители, менеджеры, — вот и вся власть. Кто владеет, тот и принимает решения, а рабочие — лишь винтики в механизме, разве от них что-нибудь зависит?
Да, зависит! Потому что без этих «винтиков» механизм не будет работать, а значит, окажется бесполезен. Если предприятие стоит, оно не даст продукции, под него не возьмешь кредит, его не передашь подрядчику. Один винтик, один рабочий — для менеджера запчасть, выкинул старую — поставил новую, ничего личного. Но трудовой коллектив — это уже не винтик, это вся машина. Это другая власть на предприятии, с которой приходится считаться любому собственнику.
Впрочем, есть одно условие: для того чтобы показать свою власть на предприятии, коллектив должен действительно быть коллективом. Сплоченным и организованным, способным действовать как единое целое. Первый шаг к этому — создание профсоюзной организации. Каждый знает, что это уже далеко не простая задача. Но само по себе наличие на предприятии профсоюза еще не означает, что коллектив сможет дать отпор работодателю, защитить свои права и интересы, заставить с собой считаться.
Любой работодатель понимает, что сильный профсоюз — его соперник в споре о власти на предприятии. Именно поэтому вся система работы менеджмента направлена на то, чтобы медленно подтачивать основы организации. Мастера, начальники участков постоянно ведут разговоры с работниками, убеждая их в неэффективности профсоюза, пытаясь подорвать веру в него, убедить не предпринимать активных действий: «Тебе что, больше всех надо? У вас же есть профком, пусть он и решает проблемы».
К сожалению, часто мы сами льем воду на ту же мельницу, считая необязательным или слишком сложным ежедневно общаться с людьми на рабочих местах, вникать в их проблемы, выслушивать их мнение, рассказывать о работе профсоюза и, главное, вовлекать в нее рядовых членов. То тут, то там слышишь: «у нас 90% работников в профсоюзе, нам никого не надо вовлекать, агитировать, в случае чего люди сами к нам приходят», «у нас в профкоме квалифицированные опытные кадры, мы с работодателем все вопросы нормально решаем»… Кажется, вот он — сильный профсоюз. Увы, есть ситуации, в которых такая сила может обернуться слабостью.
Новый собственник, отказывающийся перезаключать колдоговор, невыплата зарплаты, реструктуризация — для решения таких вопросов уже недостаточно сил одного профкома, тут нужна деятельная поддержка каждого работника, нужен голос всего коллектива.
Сможет ли профсоюз поднять за собой коллектив? Сможет ли показать работодателю, кто настоящий хозяин на предприятии? Будут ли работники готовы идти за профкомом, участвовать в борьбе, не сдаваться? Во многом это зависит от того, заложим ли мы фундамент этого единства сегодня.
|