|
|
Гай Райдер |
|
Мировой финансовый кризис до сих пор еще не стал феноменом прошлого. Об этом заявил первый заместитель Генерального секретаря ООН Ян Эллиассон на проходящем в Нью-Йорке совещании Экономического и Социального Совета. Одно из самых болезненных последствий кризиса – это десятки миллионов потерянных рабочих мест. А Генеральный директор Международной организации труда (МОТ) Гай Райдер подчеркнул, что ситуация на мировом рынке труда будет только ухудшаться, если создание новых вакансий не станет одним из главных направлений глобального политического курса.
«Сейчас – самое время действовать, создавать рабочие места, обеспечение экономического роста должно стать частью международной политической повестки. Мы должны дать людям шанс найти работу. У нас есть такая возможность. Для этого у нас есть финансовые и бюджетные возможности».
Генеральный директор Международной организации труда недаром призывает действовать без промедления. В 2013 году в мире недосчитались 62 миллионов рабочих мест. Речь идет о вакансиях, которые могли бы быть созданы, но не были. Рынку труда до сих пор не удалось вернуться к докризисным темпам роста. Если существующие тенденции сохранятся, к 2018 году дефицит рабочих мест достигнет отметки в 75 миллионов.
При этом даже многие из тех, кто работает, не всегда могут похвастаться достойным уровнем жизни. Говорит глава МОТ Гай Райдер:
«В течение последних 20 лет мы сталкиваемся с ситуацией, когда рост заработной платы отстает по темпам от роста производительности. Доходы распределяются неравномерно, растут прибыли компаний, а не оплата труда. И это стало причиной роста имущественного неравенства. Я думаю, многие люди столкнулись с этой проблемой в самое последнее время. Это очень плохо для общества».
Необходимость борьбы с неравенством – это не просто абстрактные лозунги социалистического толка. Классовое расслоение напрямую отражается на покупательной способности населения, а в итоге – и на экономике в целом. Стабильный рост и создание новых рабочих мест практически невозможно без равномерного распределения доходов:
«Имущественное расслоение сказывается на рядовых гражданах, оно отражается на их уровне жизни, перспективах и будущем их детей. И мы можем многое изменить. Суть в том, что экономика будет работать намного лучше, если уровень расслоения снизится. Речь идет не только о чьих-то индивидуальных интересах. Построение лучшей экономики – в наших руках. И оно служит нашим общим интересам».
До кризиса расслоение во многом компенсировалось или, скорее, маскировалось, за счет почти ничем не ограниченного доступа населения к кредитам и новаторских финансовых механизмов. Но именно такая система координат во многом и стала причиной рецессии. В итоге рынок кредитования до сих пор не может придти в себя, ограничивая спрос и замедляя темпы восстановления мировой экономики.
Для того чтобы вывести экономику на качественно новый уровень, необходимо инвестировать в инфраструктуру, поддерживать малый бизнес, поощрять программы повышения квалификации низкооплачиваемых работников, способствовать росту покупательной способности населения, считает Райдер:
«Самое главное, что мы сейчас должны сделать, – это добиться более высоких темпов роста экономики. Министры финансов «большой двадцатки» обозначили цели ускоренного развития как часть международной политической повестки. Мы приветствуем этот шаг. Однако требуется нечто большее. Нам нужен не просто рост экономики, а такой рост, который был бы увязан с созданием рабочих мест».
|