|
|
|
Рабочим давно понятно, что забастовка — самый эффективный механизм защиты своих интересов. Это очевидный факт, который проверен временем и всей историей профсоюзного движения. Поэтому у работодателей и продвигаемых ими политических сил возникает непреодолимое желание ограничить право работников на забастовку или вовсе лишить их такого права, что они с той или иной степенью успешности делают по всему миру.
Но что это означает для простых работников на практике?
Работник, заключая трудовой договор, вступает в сделку купли-продажи. Он продает работодателю свою способность трудиться. Зарплата, которую мы получаем — это цена, которую платит покупатель, условия труда — условия сделки. А это означает, что работник должен иметь право торговаться, пересмотреть договор или отказаться от продажи.
В реальной жизни работники поставлены в жесткие рамки. Тот, кто живет за счет своего труда, держится за рабочее место и опасается безработицы. Пользуясь этим, работодатели навязывают свои условия и, фактически, не дают людям выбора, вынуждая продавать собственные способности за заведомо заниженное, якобы «установленное рынком труда» вознаграждение. Право добиваться желаемых условий сделки подменяется словами: «Не нравиться, уходи!»
Но уходить из одного места, где с тобой не стали разговаривать и предпочли вытереть об тебя ноги, в другое такое же не имеет смысла. В этом легко может убедиться любой, сменив две-три работы. Осмысленное действие — добиться изменения условий труда к лучшему на своем рабочем месте, а для этого надо показать работодателю, что и он зависит от работников, от их согласия продавать ему свой труд, и что он поэтому должен покупать его на условиях, которые устраивают рабочих. Как этого добиться? Сделать это можно только коллективно отказавшись от выполнения работы, остановив производство, т.е. забастовав.
Возможность не продавать свой труд на неприемлемых условиях — и есть суть права на забастовку! А отказ в этом праве — это фактически возврат к самым диким формам трудового рабства, в прямом смысле принуждение к труду.
Но работодатели и их лоббисты не стесняются такими вещами. Для них наша зарплата — не более чем еще одна строчка в графе «издержки производства», которые надо во что бы то ни стало сократить. Безопасность труда — лишь слишком дорогостоящий способ избавиться от проверяющих госчиновников, которым куда дешевле дать взятку. А уж уважение и человеческое отношение к работникам — просто нездоровое излишество, на которое нет смысла тратить время, энергию и средства. То, что от этого зависит, будет ли у нас чувство достоинства и нормальная жизнь, сможем ли мы сохранить здоровье и даже просто вернуться живыми домой, как вырастут наши дети и получат ли они образование — все это не волнует тех, чья главная цель прибыль.
Поэтому повсюду в мире идет наступление на право на забастовку, на право голоса работника на рабочем месте.
Не исключение и Россия.
Что же сегодня происходит с правом на забастовку в нашей стране?
Теоретически право на забастовку в России есть и прописано в трудовом законодательстве, но фактически оно крайне ограниченно. Процедура проведения забастовки работниками любого предприятия настолько сложная, что организовать ее законно практически невозможно. В подавляющем большинстве случаев забастовки признаются судами незаконными. И это — не говоря уже об отдельных отраслях, где забастовки запрещены в принципе!
Выходит, что право на забастовку, как основополагающее право трудящихся формально соблюдается, но в реальности воспользоваться им все сложнее и сложнее.
Но нельзя не понимать, что такая политика, продиктованная жадностью компаний, несет вред стране. Продолжающееся ограничение основных прав работников и ущемление возможности профсоюзов представлять их интересы впоследствии могут привести к неконтролируемым, стихийным акциям протеста и стачкам.
Если у рабочих попросту не останется нормальных механизмов борьбы за свои интересы, отстаивания своей позиции во время переговоров с работодателями, трудовые конфликты будут заходить в тупик. Исчезнет возможность их цивилизованного разрешения.
Сейчас, во время экономического кризиса, когда число сложных и конфликтных ситуаций будет неизбежно нарастать, необходимо не «закручивать гайки» и искусственно ограничивать право на забастовку, а наоборот уравновесить возможности работников и работодателей путем максимального облегчения процедуры забастовок. Это даст возможность преодолеть тяжелые времена, справедливо разделив бремя, и избежать трагических последствий и потрясений.
Опыт профсоюза «Новопроф» показывает, что успешно проведенная забастовка способствует дальнейшему развитию отношений работодателя и работников, объединенных в независимый профсоюз. Уравновешенные силы сторон «социального партнерства» позволяют договариваться по разным вопросам в комнате переговоров. Но силы уравновешиваются только тогда, когда работодатель понимает, что у работников есть, что противопоставить административному ресурсу менеджмента, а именно, что работники способны, объединившись, бастовать.
Председатель
Межрегионального профсоюза «Новые профсоюзы»
Иван Милых
|