|
|
|
В конце сентября этого года прошло уже второе по счету заседание Клуба свободных профсоюзов. Тема обсуждения: «Репрессии против свободных профсоюзов, репрессии против работника».
В современной России, какое предприятие, фирму не возьми, везде творится произвол, везде издевательство над работником. Люди в спецовках, в рабочей одежде оказались как бы проклятые в нашей стране. Разговор даже не о зарплатах, а о человеческом достоинстве, которое все время попирается, уничтожается. Низший класс, пресмыкающиеся, что о них говорить. Кто-нибудь слышал, чтобы о произволе на предприятиях говорил наши президенты, один - второй, говорил об этом кто-нибудь из министров. Для нашей элиты в этом вопросе нет проблем. С экрана телевизора беспрерывно слышится, как щедрой рукой раскидывают деньги из национальных заначек, миллиарды госкомпаниям, копейки, как милостыню, на социальные нужды.
На днях мне удалось побывать на пленарном заседании Общественной палаты, говорили о социальной безопасности в стране. В конце концов, разговор перешел к тому - сколько и кому не додали. Просили, требовали. Только поэт Андрей Дементьев вышел и сказал, какой может быть разговор о социальной безопасности, если нашего человека превратили в раба. Дементьев даже стихотворение о нашем новом крепостном праве написал. Нет, не подействовала пламенная речь поэта, от лица Общественной палаты продолжали просить милостыню. В перерыве я пытался убедить некоторых членов общественной палаты в том, что нужно учить людей не просить, а бороться за свои права. На меня смотрели с удивлением. Говорили, если бороться, то это уже не социальная безопасность, а война.
На первом заседании Клуба свободных профсоюзов разбиралось положение дел с трудовыми правами на Ярославском моторном заводе. В июне там произошла однодневная забастовка работников электрокарного цеха. Карщиков заставляли работать в выходные, эти дни не оплачивали, как положено по двойному тарифу, а просто переносили отгулы за летние дни на декабрь месяц.
Переносить лето на зиму работники не согласились, вот и остановились, назвать это забастовкой было нельзя, потому что была суббота, выходной, а тут уж работают по личному согласию. За такую выходку 8 карщиков уволили. Увольняют сразу, а восстановление на работу тянется месяцами. Защищает работников свободный профсоюз «Солидарность». Истцов представители завода стали обрабатывать, запугивать, если они, мол, не заберут заявления, то по всем предприятиям на них будет разослан компромат, и они нигде не устроятся. Члены Клуба свободных профсоюзов попытались привлечь внимание к этой проблеме журналистов, заодно организовывали ярославцам юридическую помощь. Судебное шоу в Ярославле продолжается до сих пор, то ответчик не успел подготовиться, то судья неожиданно ушла в отпуск, а уволенным, тем временем, нужно жить, кормить свои семьи.
На втором заседании Клуба свободных профсоюзов обсуждалась ситуация на «Авиапредприятие Северсталь», одним из докладчиков была председатель свободного профсоюза «Северстали» Людмила Иванова. Раньше авиапредприятие было цехом комбината «Северсталь». Благодаря усилиям профсоюза трудовые права работников были сравнительно защищены. Потом авиапредприятие стало самостоятельным юридическим лицом, дочерним предприятием ОАО «Северсталь». Новому свободному профсоюзу на авиапредприятии не дали организоваться, новоиспеченный директор Н.Н. Ивановский самолично назначил угодного для себя председателя карманного профкома, без собрания принял коллективный договор. После этого решил, что графа трудового кодекса «социальное партнерство» выполнена. Началось тотальное подавление неугодных, кто заикался о своих правах, тех сразу увольняли, за три года с авиапредприятия ушло 20 пилотов. Авиаработники по-прежнему обращаются за юридической помощью в свободный профсоюз, хотя уже не состоят в нем.
Какой произвол творится на этом небольшом предприятии, можно показать на примере судьбы одного человека, командира воздушного судна Сергея Ледяева. На нем, как бы, проводится российский государственный эксперимент на тему, сколько может выдержать человек при нашем трудовом законодательстве.
Нарушений дисциплины он не имеет, после неоднократных направлений на внеплановые медицинские осмотры, признан годным к лётной работе. Тогда его отправляют на всероссийскую летную комиссию, и там он признается годным к полетам. Расстроенное результатом начальство, выдав командировку, тут же оспаривает законность поездки на комиссию, как бы пилот сам сорвался и полетел - самоволка, прогул. Пилоту выносят выговор, а потом и вовсе увольняют. Председатель профсоюза Людмила Иванова опытный юрист, добивается того, что суд снимает с Ледяева выговор и восстанавливает в должности командира воздушного судна. Пилоту была выплачена компенсация за время вынужденного прогула и компенсация за моральный вред. Несмотря на первую неудачу, давление на неугодного работника продолжается, после восстановления на работе ему прекратили выплаты за налет и стаж. Опять обращение в суд и выплаты были возобновлены. Дважды Ледяева лишают премии, объявляют выговор. Вначале за то, что рубашка под кителем была не достаточно белой, затем за сломанную кем-то в комнате пилотов розетку. Как и раньше, решением суда депремирование отменено. Потом директор отказывается направить Ледяева на курсы повышения квалификации, которые пилоты обязаны проходить раз в год. Суд заставляет директора направить пилота на курсы. Немного погодя, следует увольнение за прогулы, которых не было. Решением суда Ледяев снова восстановлен на работе. Тут же Ледяеву объявлен выговор за то, что он не закрыл штурманскую комнату. Однако, оказалось, что кроме Ледяева ключи от штурманской имеют ещё три человека. Решением суда взыскание было отменено.
Кроме этого пилота, Людмиле Ивановой приходится защищать от крепостника директора и других работников авиапредприятия, попавших в подобное положение.
На примере Ледяева видно, какой произвол у нас творится в трудовых коллективах, человек, как сапер на минном поле, все время в напряжение, боится ошибиться, сделать неправильный шаг, сказать не то слово. Нарушений нет, а если бы появилась маленькая зацепка, где бы тогда искать человека. Нервы на пределе. И в таком состоянии Ледяеву приходится управлять самолетом, отвечать за жизнь пассажиров. Это его любимая профессия, он долго учился, совершенствовал свое мастерство. Другой профессии у него нет, если только дворником пойти. А ведь у нас катастрофически не хватает квалифицированных летчиков. Вот так мы бережем свои кадры. Это большая удача, что за пилота борется профсоюз, который сейчас не имеет к нему никакого отношения, как же быть тем, за которых некому заступиться, тем, где нет настоящего профсоюза.
Вся страна у нас покрыта такими болевыми точками, отсюда идет настроение населения, его психологическое здоровье, нарушенное спокойствие в семьях. Как помочь всем этим людям, попавшим по вине работодателей в беду? Трудовая инспекция, как бы есть, но в нужное время и в нужном месте её не оказывается. Членами традиционных профсоюзов являются вместе с рядовыми работниками те же работодатели. Они и заказывают здесь музыку, не удивительно, что в трудовых конфликтах старые профсоюзы оказываются на стороне директоров. Новым же, свободным профсоюзам, в которые представителям работодателя доступа согласно уставу нет, возможности организоваться не дают. Как уничтожают свободный профсоюз докеров, рассказал на заседании клуба его председатель Геннадий Клюев из Мурманска. У профсоюза забрали помещение, выкинули документы, не пропускают на проходных к работникам председателя профкома и его заместителей.
Вместо таких, истинно демократических организаций, в стране создаются фантомы, организации лояльные к власти, они как буферные зоны существуют для обороны от народа. Законы пишутся для увеличения прочности этой брони, а не для защиты работника, простого человека. Какой найти выход из этой тупиковой ситуации? Вот и предложила известная правозащитная организация, Московская Хельсинкская группа, на своей базе создать Клуб свободных профсоюзов. Сейчас свободных профсоюзов в стране довольно много, но единого фронта нет, а ведь нужно сообща решать, бороться, попробовать докричаться до общества, до власти. И клуб стал действовать. Нельзя при нашем государственном беспределе сидеть, сложа руки, и слушать страшные сказки о том, что вытворяют с нашими соплеменниками за какой-то проходной. Можно, конечно, ждать всеобщего судного дня, где определят всем виновным наказание. Сколько ждать такого дня, в долгосрочных планах Путина подобная дата не обозначена? Если все-таки наступит такой день, то не будут ли наши потомки на этом процессе судить нас же за молчание, трусость и бездействие?
На втором заседании клуба было решено отправлять через прессу, через общественные организации, через различные государственные структуры «черные метки» предпринимателям, которые нарушают социальную безопасность в стране, в регионе, городе, провоцируют на забастовки, голодовки, митинги целые коллективы. Может, эти метки станут предостережением для общения с такими людьми, которые ради прибыли становятся похожими на людоедов, может быть, закроются им дорога во всякие благородные союзы. Да и те, кого зазывают занять рабочие вакансии на их предприятиях, вынуждены будут хорошо обдумать свой поступок, они могут попасть в мертвое пространство, где не работает трудовое, гражданское, а порой и уголовное законодательство России. За заводскими заборами такого дикого хозяина, как за колючей проволокой, живут по понятиям обыкновенной лагерной зоны, не считаются с человеком, его правами, гражданским достоинством. Работник превращается в раба, быдло, рабочий скот.
В Интернете появилось много сайтов о черных работодателях. В основном это офисный народ разговаривает о хозяевах мелких фирмочек, предостерегают друг друга. Не ходите туда, не ходите сюда. Зарплаты задерживают, платят в черную, большая текучка кадров, в отпуск отпускают только на неделю, процветает хамство в обращении с работниками. Переговариваются между собой растерянные люди, они не знают, как на такой работе сохранить человеческие качества, остаться человеком.
И вот крик души человека в спецовке – строителя.
- Если идти на производство и попытаться выжить в этом аду, нужно, прежде всего, ничему не удивляться, не заикаться о каких-то своих правах. Наш директор говорит: «Вы – мясо. Мяса на улице много». О размере зарплаты узнаешь только тогда, когда получаешь её, а она в конверте. Вкалывать приходится по 12 часов в день. Если не нравится, то разговор короткий - вали отсюда. Было несколько забастовок, всех забастовщиков уволили. Взяли с улицы новое «мясо».
Производство в виде наших заводов и фабрик действительно является беспросветным адом. О том, какое беззаконие творится на подмосковном Ликинском автобусном заводе, на заседании клуба на конкретных фактах показал представитель профсоюза «Защита труда» - Юрий Веньков
Выйдя на смену рабочие цеха 008, получили расчетные листки за прошедший месяц, зарплата оказалась на 30 процентов меньше обычной. Это было 11 апреля этого года, в этот же день на доске объявлений вывесили с опозданием на двадцать дней приказ от 20 марта, о переменах в оплате труда. Рабочие решили выяснить причины снижения зарплаты. Но ни начальника цеха Чистякова, ни его заместителей найти не удалось, а сменный мастер каких-либо пояснений дать не смог. В понедельник, 14-го перед началом смены коллектив нескольких бригад попытался вновь разобраться с тем же вопросом, а также спросить, почему их заблаговременно не предупредили об изменении порядка оплаты труда. Начальник цеха Чистяков В.А. уклонился от обсуждения этого вопроса. Дважды рабочие обращались с письменными заявлениями к руководству завода, но ответа на эти заявления так и не последовало. Произвольно возникло собрание на участке, в котором, участвовали работники нескольких бригад. Принято было решение: не приступать к работе до рассмотрения начальством заявлений от коллектива.
За эту вольность рабочих уволили. Отказались от работы около 70 человек, а уволили выборочно, самых активных, всего 8 человек. Они тут же обратились в суд. Администрация, очевидно, испугалась разбирательств, уж слишком было грубо оформлено увольнение. Пришлось работодателю идти на попятную, всех отрешенных сразу восстановили на своих рабочих местах. Но истцы решили действовать до конца, выяснить закулисную правду, а заодно получить компенсацию за вынужденный прогул. На заседании суда начальнику цеха Чистякову пришлось покаяться в том, что это он несвоевременно уведомил рабочих с новым положением об оплате труда. Вот так, 20 дней носил приказ в кармане и не кому не показывал. Были обнаружены и другие интересные вещи. Сторона ответчика предоставила документ: одному из уволенных, Сафронову, перед увольнением был вынесен выговор, он как бы был ознакомлен с приказом и поставил под ним свою подпись. В ходе разбирательства оказалось, что документ «липовый», написанный задним числом, и подпись Сафронова оказалась подделанная. Не видел он этого приказа, тем более не расписывался под ним. Суд и прокуратура отнеслись к этому спокойно, даже не вынесли за подделку документов никакого частного определения.
Ликинский автобусный завод недавно перекупил Олег Дерипаска. Много у нас говорят об инновациях, о новых технологиях, но это не про наш бизнес. У наших олигархов, в том числе и Дерипаски, болит голова ни об этом. Цель одна, выжать последние соки из старого производства и людей, а потом продать все по дешевке. Раньше работало на Ликинском автобусном заводе 8 тысяч человек, в последнее время 3 тысячи, сейчас планируют сократить ещё на тысячу. Вместо конструкторов, изобретателей, технологов в конторах олигархов главными персонами являются юристы. Они отсуживают новые активы у других компаний, это называется слиянием, поглощением, а на самом деле все имеет другое название, захват, рейдерские войны, с помощью их разоряют нашу экономику окончательно.
Еще недавно была забастовка на руднике в Североуральске, тоже владение Дерипаски. Горняки отказались подниматься из шахты на поверхность, протестовали против тяжелых условий труда, мизерных зарплат, которых не хватает на восстановление здоровья, воспитания детей. Руководство предприятия отказалось вести с ними переговоры. Нет денег у Дерипаски на оплату труда работника, нет денег не только на модернизацию старого производства, но даже на элементарное поддержание безопасности труда. Во время трудового конфликта в Североуральске все средства, сэкономленные на зарплате и здоровье рабочих, он пустил на приобретение активов «Норильского никеля». Очередное слияние и поглощение.
Разве не достойны такие хозяева и администраторы получать «черные» метки. Если не хочет делать это наша власть, то должно бороться за себя общество. Да и не только метки. На заседании клуба свободных профсоюзов было решено, что по итогам года особо отличившихся предпринимателей за непочтение к российским законам, за варварское отношение к работникам, клуб будет награждать «почетными» грамотами, в которых будет написано, за какие ратные подвиги им присуждается награда, например, за многократное нарушение определенных статей трудового кодекса, и так далее.
Альберт Сперанский, председатель Совета общероссийской общественной организации «Рабочие инициативы». Автор: Сперанский Альберт
|