Может, я чего не так скажу, но, по-моему, в последнее время в народе начался какой-то психоз. Даже не на почве кризиса, а на почве попыток высказаться не от своего лица, а от «россиян», «представителей молодежи», «трудового народа» и т.д. Все эти попытки происходят на фоне митингов. А митинги - причем почти все, что антиправительственные, что проправительственные - исходят из двух тезисов: либо «мы доверяем власти», либо «мы не доверяем власти». В таком режиме говорить бессмысленно. Потому что в экономически проблемной ситуации вначале нужно говорить об экономической политике. (Доверие тоже важно. Например, для банков. Но если у банка нет денег, то доверие ему - малая подмога.) Так вот, поговорим об экономике.
На днях я приехал из Свердловской области, где два дня общался с профсоюзными активистами разного уровня, с руководителями предприятий. Вывод по итогам общения получается такой: уровень имеющейся социальной напряженности и уровень экономических проблем начали зашкаливать. Причем этот «зашкал» виден в Москве в виде статистики, а значит, и воспринимается больше так, бумажным образом. А вот в виде реальных людей и предприятий - зрелище, я вам скажу, внушительное. Но если говорить не об эмоциях, то получается следующее.
Во-первых, все встреченные говорили в один голос: деньги, выделенные правительством банкам, до предприятий не дошли. Соответственно, банки либо кредиты не дают, либо дают их под совершенно людоедские проценты.
Во-вторых, в результате разговоров и - частично - личных наблюдений у меня сложилось такое впечатление, что создаваемая система «антикризисных комиссий» разного уровня в настоящее время функционирует либо для простого обмена информацией, либо в пропагандистских целях. Так сказать, для «отмазок» перед Москвой. О таких случаях, когда на заседание данной комиссии был бы вызван банкир, прокредитованный государством, и банк был бы, извините, «принужден к кредитованию реального сектора», слышно пока не было. Как минимум это странно. Вместо продолжающихся завываний о массовом угоне безработных на строительство дорог (типа, как при Рузвельте) необходимы над-экономические структуры (представители государства, бизнеса и профсоюзов), которые бы обладали чрезвычайными полномочиями по регулированию экономики соответствующего региона или отрасли. Как это примерно и было при Рузвельте. Крутовато? Не думаю. Потому что пока экономическая ситуация только ухудшается.
Третье. Есть огромная проблема. Стала общим местом (пусть даже на уровне антикризисной идеологии) необходимость госкредитования бизнеса. Пока что это никак не помогает ни самому бизнесу, ни - что существеннее - работникам. Безработица растет. Кредитование никак не связывается с созданием рабочих мест. То есть нет такого правила – «за каждый выданный миллион - пятьсот рабочих мест». А попытка создания в Интернете государственного сайта (http://www.trudvsem.ru/) с вакансиями и резюме у людей, ищущих работу или работников, ничего, кроме смеха, вызвать не может: чисто технически - это позавчерашний день. Соответственно нужна жесткая сцепка госкредитов и обязательств по созданию рабочих мест.
Четвертое. Пора ставить вопрос о необходимости реформирования даже не трудового, а общеэкономического законодательства. Смысл в следующем. Когда в свое время ужесточались нормы коммерческой тайны, то аргументация работодателей была такая: «Мы тут возрождаем Россию, строим экономику, и нам эти нормы нужны для обеспечения роста». Прошло время. Как говорится, «что выросло, то выросло». И уже можно подвести итоги. И признать, что в условиях кризиса для предприятий, испытывающих существенные финансово-экономические проблемы, должны быть изменены «права и обязанности». Скажу грубо: либо массовые сокращения, уменьшение рабочего дня (и, соответственно, дохода работников) нужно трактовать как разжигание социальной розни, либо работодатель должен отчитаться перед обществом, что все эти меры – «от полной безысходности». Причем действительно – «от полной»: вариант «я тоже понес ущерб и с бентли пересел на тойоту» - не убедителен. То есть работодатель обязан предъявить полную экономическую и финансовую отчетность государству и профсоюзам. Наглое требование? Хозяин закрыл фирму и уехал на Карибы «переживать кризис», а вы о наглости расскажите работникам, оставшимся в градообразующем предприятии сосать лапу...
Отдельно - пара слов про ВТО. Возможно, кто-то не заметил, но последние решения власти (например, по пошлинам на подержанные авто) носят откровенно протекционистский характер. То есть находятся в совершенно другой плоскости, нежели снятие большинства таможенных барьеров, с которым как раз связано вступление в ВТО. Приходилось уже слышать высказывания экономистов в стиле «слава богу - не успели вступить»...
Вот такие проблемы и их решение кажутся на сегодня наиболее существенными. А разговор «верю - не верю» - это, извините, детский разговор. Автор: Шершуков Александр
|