|
|
|
16 мая в Госдуме состоялось заседание рабочей группы по разрешению трудовых конфликтов во главе с Андреем Исаевым и Олегом Шеиным. Комиссия рассмотрела забастовку, прошедшую 28 апреля на Московской железной дороге. Кроме депутатов - членов комиссии, за круглым столом сидели представители свободного профсоюза локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ), традиционного профсоюза (входящего в ФНПР) «Роспрофжел» и администрации ОАО «РЖД». То, что после многих лет противостояния руководство предприятия и председатель «Роспрофжел» были вынуждены сесть за один стол с лидерами не признанного ими профсоюза РПЛБЖ – уже огромное достижение данного мероприятия. Второй результат: руководству ОАО «РЖД» пришлось выслушать немало претензий в свой адрес и ответить на неприятные вопросы. Остальное – менее радужно. Депутаты все же признали правоту работодателя.
А что еще можно было ожидать от депутатов, состоящих все в «Единой России» (за исключением Олега Шеина, представляющего «Справедливую Россию»). Чего ждать от Андрея Исаева, главы группы, который является зам. председателя ФНПР? По итогам обсуждений, забастовка машинистов все же была признана депутатским большинством «недопустимой». Ну что ж, недопустимо так недопустимо.
Все равно ее допустили, даже провоцировали действия руководства ОАО «РЖД» при поддержке традиционного профсоюза. А новую забастовку, которую готовят первичные профсоюзные организации РПЛБЖ, такими заявлениями не предотвратить. Так что, по сути, никаких проблем не было урегулировано, ни к каким соглашениям стороны конфликта не пришли. Зато любопытно было услышать аргументы тех и других.
Евгений Куликов (председатель РПЛБЖ): «Хотя бы соблюдайте закон и ведите переговоры со всеми профсоюзами»
Руководителю РПЛБЖ первому дали слово. Он напомнил, что конфликт длится уже годами. Неоднократно профсоюз обращался к руководству ОАО «РЖД» с просьбой включить его в процесс переговоров и рассмотреть его требования относительно зарплаты и условий труда, как положено по закону. Однако все просьбы были до сих пор проигнорированы. Нарушение руководством законодательства и привело к забастовкам, сначала в ноябре 2007 года (тогда забастовка была признана незаконной еще до ее начала), а затем в конце апреля нынешнего года (тогда, во избежание вмешательства суда, работодатель не был уведомлен о начале забастовки).
Евгений Куликов напомнил о требованиях, предъявленных работодателю работниками Московской железной дороге: повышение зарплаты всех работников Московской ж.д., а не только отдельных «лояльных» лиц, как это происходит с января 2008 года по приказу руководства компании (в нарушение установленного законом принципа равной оплаты за равный труд), возврат доплат за выслугу лет (отменены 1 апреля 2007 поправкой в коллективном договоре, в нарушение законодательства и предписания Государственной инспекции труда), прекращение давления на работников-членов профсоюза РПЛБЖ.
В заключение Евгений Куликов просил депутатов помочь, чтобы «убедить работодателя, что надо вести переговоры со всеми профсоюзами предприятия». А то, пока работодатель делает вид, что на ЖД нет никакого другого профсоюза, кроме «Роспрофжела». РПЛБЖ даже не был уведомлен о начале переговоров по заключению нового коллективного договора (в конце прошлого года), как этого требует закон.
Корнилов Георгий Викторович (Вице-президент ОАО «РЖД»): мы строго соблюдаем закон и все довольны, забастовки никакой не было
Вице-президент компании не ответил по существу ни на одну претензию в свой адрес. По его словам, руководство РЖД действует исключительно в рамках закона, повышает зарплату работникам, и не отменило надбавки за выслугу лет, а включило их в тарифы…
Кроме того, на глазах у всех, и когда все только говорили о забастовке на ЖД, господин Корнилов заявил, что «забастовка не имела места», и все участники акции «подвергаются тем или иным мерам административного воздействия», поскольку они 28 апреля не бастовали, а отказались от выполнения своих трудовых обязательств. Поэтому пять человек уволены, а все лишены премии.
Господин Исаев, который только что спросил у Куликова, признает ли РПЛБЖ свою ответственность за «забастовку» как-то смущенно затих… и после этого уже не использовал слово «забастовка».
Депутат Анатолий Иванов спросил, а почему же прокуратура в своем определении о незаконности действий, пишет о «забастовке». Юрист «РДЖ» не растерялся и без шуток ответил, что это «терминологическая неточность».
На этом необходимо немножко остановиться: по-видимому, работодатели в России (далеко не только РЖД) решили поменять тактику и не подавать в суд за незаконность забастовки, а просто игнорировать сам факт забастовки. Этот маневр им позволяет сколь угодно наказывать работников, принявших участие в непризнанной забастовке, поскольку законодательство защищает работников от репрессий со стороны работодателей только в случае забастовки (пусть даже незаконной, если работники ее прекратили сразу после решения суда).
Никифоров Николай Алексеевич (председатель «Роспрофжел»): забастовка незаконна, а смысла проводить ее не было, т.к. мы уже добились повышения зарплаты путем переговоров
Председатель «Роспрофжел», как все уважающие самих себя структуры ФНПР, начал с похвалы в адрес руководства предприятия («переговоры идут по всем пунктам», «все проблемы решаются», «идет нормальный конструктивный диалог»). С гордостью поставил всех на свои места и напомнил, что «Роспрофжел» объединяет 97% работников предприятия. Это классический аргумент всех работодателей и их любимых партнеров: легитимные большие профсоюзы и карликовое нелегитимное непонятно что. Никогда при этом не упоминают о том, что работники автоматически зачисляются в традиционные профсоюзы при помощи отдела кадров предприятия, о том, что работники могут даже не знать о том, что числятся, об огромном инертном и недееспособном членстве.
На работников, которые проявляют сознательность и вступают в другой профсоюз, наоборот, оказывают огромное давление. Депутат Олег Шеин возмутился «шантажистскими методами», использованными совместно руководством РЖД с профсоюзом «Роспрофжел». На столе у всех лежал образец таких методов. Письмо жене одного работника-члена РПЛБЖ, подписанное начальником депо и председателем профкома депо РПЛБЖ. В нем пишется, что «на данный момент по неизвестным для нас причинам он вышел из состава «Роспрофжел» и стал членом альтернативного РПЛБЖ… (дальше идет список тех «преимуществ», которых лишится работник-член РПЛБЖ)… Просим Вас на «семейном Совете» обсудить и принять решение, в каком профсоюзе состоять Вашему кормильцу». После того, как депутат зачитал вслух отрывки из этого письма, некоторым стало очень и очень неловко, а другие (в том числе чиновники Роструда) не смогли скрывать улыбку…
Впрочем, господин Никифоров продолжал свои нападки на «карликовый» профсоюз. По сути, он обвинил представителей РПЛБЖ во лжи, когда заявил «официально» о том, что «не было конференции работников Московского ЖД» (на которой и были выдвинуты требования, игнорирование которых послужило поводом для забастовки).
На это «официальное заявление» уважаемого профсоюзного деятеля, председатель РПЛБЖ ответил просто: «Вас там не было».
На вопрос депутата Олега Шеина о том, почему «Роспрофжел» не уведомил РПЛБЖ о начале переговоров и создании единого представительного органа, господин Никифоров ответил, что уведомление имело место путем публикации в газетах. На что депутат не выдержал и иронически уточнил, означает ли это, что члены РПЛБЖ должны регулярно читать все газеты страны. На что было получен утвердительный ответ…
Андрей Селиванов (Замглавы Роструда): предписания инспекции труда руководством ОАО «РЖД» игнорируются
Стоит отметить, что чиновники Роструда вели себя достойно в этой ситуации. Андрей Селиванов сначала признал, что требования забастовщиков были выдвинуты с нарушениями законодательства, но тут же добавил длинный список предписаний инспекции труда относительно зарплаты и правил безопасности, которые руководство ОАО «РЖД» игнорировали. На вопрос депутата Иванова, чиновник также подтвердил, что извещение РПЛБЖ о начале переговорного процесса «не было оформлено надлежащим образом».
Олег Шеин: вернуть профсоюзам право на проведение забастовки
В своей итоговой речи депутат Олег Шеин заявил о том, что эта ситуация на ЖД в очередной раз показывает, насколько необходимо менять Трудовой кодекс, и, в частности, вернуть профсоюзам право на проведение забастовки. Он также призвал депутатов принять обращение, в котором рекомендовать руководству РЖД сотрудничать с РПЛБЖ, допустить его к заключению коллективного договора, а также отменить все взыскания с участников забастовки.
Но Олег Васильевич оказался в явном меньшинстве. Вслед за ним выступил депутат Ильдар Габдрахманов, который поддержал позицию руководства РЖД во всем, в том числе в тех моментах, явно противоречащих закону (например, в вопросе об установлении разной зарплаты за равный труд – под тем предлогом, что это нормальный способ стимулировать работников).
Проповедь Андрея Исаева: любите друг друга и будьте ответственными. Аминь!
Наподобие ангела, спустившегося с неба, чтобы всех примирить, депутат Андрей Исаев взял заключительное слово и читал всем мораль. Руководству РЖД – необходим диалог с трудовым коллективом и профсоюзами, лучше бы «смягчить» наказания работников, принявших участие в «индивидуальном трудовом споре» (речь уже не идет о забастовке). Руководству РПЛБЖ – впредь предупредить пассажиров о предстоящей забастовке (поскольку «бабушка ни в чем не виновата»), не втягивать работников в незаконные действия (это притом, что Куликов несколько раз повторял, что все работники были предупреждены об опасностях забастовки). Депутатскому корпусу – внести изменения в Трудовой кодекс с тем, чтобы немножко упростить процедуру проведения забастовки, но одновременно и усилить ответственность ее организаторов. Одному руководству «Роспрофжела» не досталось никаких замечаний…
Итак Соломон сказал свое мудрое слово, и стороны разошлись… До следующей забастовки...
|