Информационный листок №9 – 08 (19)
Уважаемые портовики!
В настоящий момент уже очевидно, что мировой финансовый кризис не миновал и наше предприятие, что уже сказывается на загрузке и финансовом состоянии ОАО «ТМТП».
Это нельзя не учитывать на идущих переговорах по коллективному договору, в ходе которых, по мнению администрации, сторонами должны быть предприняты все меры к нормализации взаимоотношений.
Представители работников согласны с необходимостью нормализации взаимоотношений, но в то же время считают, что такая нормализация невозможна без разрешения самого главного вопроса – вопроса об индексации заработной платы за период 2005-2007 г.г.
Появление этого вопроса напрямую связано с длительным уклонением предыдущей администрации ОАО «ТМТП» от должного разрешения коллективного трудового спора о механизме индексации и конкретизации системы премирования, продолжающегося до настоящего времени. Именно эта неразрешенность привела к тому, что у портовиков появились индивидуальные претензии в части индексации оплаты труда уже за прошедший период. Исходя из этого, большинство работников (свыше 1000 человек) объединили свои индивидуальные претензии в единый иск и подали его в суд.
Почему это произошло, Вы отлично знаете – в основном из-за пренебрежения со стороны предыдущей администрации к интересам работников, уровень защищенности которых неуклонно снижается, начиная с 2004 года.
Действительно, в предшествующее время, отчаянно противодействуя законным требованиям работников о повышении заработной платы и других моментах социальной защищенности, предыдущей администрацией вместо нормальных переговоров были предприняты попытки по дискредитации представителей работников и дезинформации общественного мнения.
На переговорах 2005-2006 года заявлялось, что выплата средств, которые представители работников предлагали направить на индексацию заработной платы, развалит предприятие (речь шла о нескольких десятках миллионов рублей). При этом на дивиденды в 2006 году только одноразово было направлено 1,5 млрд. рублей.
Говорили, что работники требуют увеличения заработной платы то на 50%, то в два раза, что это увеличит расходы на оплату труда не менее чем на 40%, в то время когда предложения работников полностью укладывались в существующий фонд оплаты труда. Просто на 20% должны были увеличиться как тарифные ставки и оклады (что не противоречило коллективному договору), так и, следовательно, ежемесячные зарплаты работников, и это - без какого-либо увеличения фонда оплаты труда вместо субъективных, зависящих от прихоти администрации выплат по концу года.
Простые и разумные предложения по нормированию, которые могли бы нормализовать взаимоотношения сторон, были отвергнуты под предлогом их несостоятельности, при этом действия самой администрации в этом направлении до сих пор безрезультатны. Зато работники выставлялись нежелающими работать, но требующими повышения зарплат, а их представители – наемниками третьих сил, желающих развалить порт.
Эти и другие действия администрации и привели к эскалации конфликта и к забастовке. Такова предыстория.
Но вернемся к вопросу, имеющему для портовиков не меньшее значение, чем коллективный договор.
Как Вы знаете, суд первой инстанции принял решение об удовлетворении исковых требований работников ОАО «Туапсинский морской торговый порт» по вопросам индексации заработной платы за прошедший период 2005-2007 г.г.
Но вместо того, чтобы все-таки попытаться до принятия судом окончательного решения договориться со своими работниками, со стороны администрации делаются попытки навязать работникам мысль, что их действия неправомерны из-за того, что:
- во-первых, сами требования работников незаконны, а судебный иск неправилен,
- во-вторых, работники не понимают, что творят и своими претензиями могут погубить предприятие.
По поводу требований и оснований для судебного иска мы уже говорили. Что же касается второго, то давайте попристальней рассмотрим этот вопрос.
Что же, как навязывают нам, может погубить такое предприятие как ОАО «ТМТП»? – 400 млн. рублей, которые, как посчитала сама администрация, она должна будет выплатить при принятии решения судом в пользу работников.
Заметим, что, во-первых, сумма, наверное, как всегда «слегка» завышена (очевидно, чтобы своими размерами воздействовать на общество, на администрацию города, района, края). Были же попытки навязать, что портовики требуют на 50% увеличения заработной платы? Были! Так почему сразу не объявить 500, а то и все 600 млн. рублей.
Во-вторых, только за два года в виде дивидендов снято около 3,5 млрд рублей. И – ничего страшного. Оказывается можно безболезненно столько шкур снять с порта, а вот клок шерсти более чем в 10 раз меньшей суммы дивидендов, должен порт погубить. Как-то надо быть последовательней, выстраивая зависимость ОАО от изъятых у него сумм.
В-третьих, может после принятия судом первой инстанции соответствующего решения администрации, стоило бы попытаться договориться со своими работниками, чем в очередной раз выставлять портовиков нахрапистыми, далеко не смотрящими, ничего не воспринимающими людьми, желающими нажиться на родном предприятии. К слову, в недавнем прошлом нам всем объясняли, что портовики к порту имеют отношение только как наемные работники (тем, кто проработал в порту не один десяток лет, вложившим в порт целую жизнь, это разъясняли люди, чей стаж работы в порту можно охарактеризовать словами «без году неделя»). Неужели у новой администрации, у представителей собственника нет желания безо всяких судов договориться со своими работниками? Даже если не как в части индексации, то как за моральный и материальный вред, нанесенный работникам экономией на их заработной плате предыдущей администрацией?
Мы все понимаем. Ведь переговоры по компенсации за работу в ночное время показали, что работники всегда пойдут навстречу в разбивке выплат, чтобы они не были непосильной обузой для предприятия.
Поэтому дело не в работниках. Их требования справедливы и продуманы. Дело в самой администрации – принципиально пойдет она навстречу работникам в этом вопросе или, используя различные формальности, будет постоянно уходить от его разрешения. Может это и выход, но выход только на ближайший момент, а в целом неразрешенность этого вопроса постоянно будет тянуть стороны назад, к конфронтации вместо позитивного движения вперед.
Конечно, можно пользуясь неограниченными финансовыми, административными и другими ресурсами давить на общественное мнение, на позицию властей и судов всех уровней, только вот решение вопроса зависит от двух сторон - непосредственно представителей собственника и работников и только взаимоприемлемое (подчеркиваем – именно взаимоприемлемое) решение может вывести порт из многолетнего кризиса.
Председатель профкома докеров ОАО «Морской порт Туапсе»,
Журавлев Э.В.
Председатель профкома Туапсинского морского торгового порта,
Шхалахов С.С.
|