Московский городской суд признал незаконной запланированную на 28 ноября Российским профсоюзом локомотивных бригад железнодорожников (РПЛБЖ) забастовку. О том, какие действия железнодорожники будут предпринимать в ближайшее время, рассказал председатель первичной организации РПЛБЖ ТЧ-12 на ОЖД Аркадий Комиссаров.
— Как вы прокомментируете решение суда?
— Все это мы предвидели, и решение не стало для нас неожиданным. Мы планируем действовать согласно требованиям суда, и уже поступило указание о прекращении забастовочных действий, одновременно мы будем обжаловать это решение.
— Планируете ли вы в ближайшее время провести какие-либо другие акции протеста?
— 24 января 2008 г. состоится пленум ЦК РПЛБЖ, где эти вопросы мы будем рассматривать. До этого времени какие-то определенные акции у нас не планируются: та предзабастовочная ситуация дала понять, что не все люди готовы к активным действиям, хотя многие работники осознали необходимость коллективных действий для достижения человеческих условий труда и достойной заработной платы.
— Сколько железнодорожников, по вашим прогнозам, готовы поддержать действия профсоюза?
— Здесь тяжело дать однозначный ответ, все-таки наша система — это не завод, где люди находятся в одном месте: депо разбросаны по большой территории. Помимо этого, люди находятся в постоянных поездках и собрать всех вместе довольно проблематично. Правда, поступали звонки даже c тех депо, где нет первичных организаций РПЛБЖ, выражая готовность принять участие в забастовке.
— И все же хотя бы примерный процент?
— По нашим подсчетам, примерно 20% от общего числа работников локомотивных бригад Октябрьской железной дороги.
— Есть информация, что сейчас идут разговоры о возможной итальянской забастовке. Насколько эти слухи достоверны?
— Мы хотим предложить как раз на пленуме ЦК РПЛБЖ ввести ежемесячный день борьбы за справедливость, во время которого все будут работать строго по правилам, в рамках закона. Эти и другие действия будут направлены на выполнение требований нашего профсоюза.
— Как именно вы собираетесь работать?
— Во-первых, в связи с тем, что на железной дороге слишком много сверхурочных часов, работники в конце учетного периода — а учетным периодом у нас является месяц — могут позволить себе отказаться от работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени в последний день месяца и просто не идти на работу. Также другие работники, вышедшие в этот день на работу, могут начать принимать локомотивы, полностью согласуя свои действия с инструкцией. Безупречных машин на железной дороге практически нет, и ни один локомотив просто не выйдет из депо. Еще один вариант связан с медицинскими противопоказаниями. У нас, как правило, люди перед выходом на работу принимают необходимые лекарства, скажем, для снижения давления. В этот день человек может не принимать медицинские препараты перед прохождением предрейсового медицинского осмотра, и в этом случае наличие у него повышенного давления будет служить основанием для отстранения данного работника от поездки.
— Есть ли какая-то реакция руководства ОЖД на ваши требования, ведете ли вы с ними переговоры?
— Реакция оказалось весьма неадекватной. Руководство железной дороги, вместо того чтобы связаться с профсоюзом для определения круга вопросов и пути их решения, обратилось в прокуратуру с заявлением принять меры прокурорского реагирования, якобы потому, что забастовка незаконна. Начали дергать людей в прокуратуру.
— Забастовочное движение в Петербурге набрало силу в канун выборов, насколько эти совпадения случайны?
— Конечно, нам бы хотелось привлечь к себе внимание властей на фоне этих выборов, чтобы они не остались в стороне от наших проблем, но не более того.
— Как у профсоюзных движений складываются отношения с политическими партиями?
— Насколько я помню, раньше политические партии выходили на нас, в частности, "Яблоко", но они хотели только получить дополнительные голоса на выборах. В данный момент мы пробуем сотрудничать с Российской коммунистической рабочей партией.
— А как насчет создания собственной партии?
— Необходимость такая есть, чтобы была возможность участвовать в разработке законов на уровне Государственной Думы. Пока рабочее название — "Партия профсоюзов", и в ближайшее время мы планируем предпринять ряд усилий для ее создания.
— Лидер профсоюза на "Форде" Алексей Этманов недавно заявил, что сегодня сами рабочие не готовы к созданию такой партии.
— А я не говорю, что это вопрос двух-трех дней, к этому надо готовиться, есть пока только задумка. Сейчас банально не хватает времени, а оно может появиться только в случае освобождения профсоюзных лидеров от основной работы. Но я думаю, что эта работа начнется не раньше окончания президентских выборов.
— Есть ли реакция на ваш коллективно-трудовой спор со стороны официального профсоюза "Роспрофжела"?
— Их официальную позицию на брифинге 15 ноября высказал председатель ДОРПОРОФСОЖа г-н Белозеров, по которой они не поддерживают требования РПЛБЖ. Более того, по его словам, у работников "все в шоколаде", все довольны заработной платой и условиями труда. Даже невзирая на то, что в своем выступлении на железнодорожном съезде президент Путин заявил, что средняя заработная плата у железнодорожников составляет 17.500, он утверждает, что на Октябрьской железной дороге она составляет почти 26 тыс.
Также были случаи, когда представители "Роспрофжела" приходили на участки, где нет первичной ячейки РПЛБЖ, и уговаривали работников отказаться от участия в стачке. Взамен они обещали дать три оплачиваемых дня к отпуску, а также увеличение тарифной ставки на определенный процент.
— Как вообще у вас с ними складываются отношения, ходят слухи, что даже были разговоры об объединении двух сторон?
— Лично я выходил на общение с председателями первичных организаций "Роспрофжела", там нормальные люди - выходцы из рабочих. Но они не знают, как действовать при нарушении прав работника. Они при наличии спора между работником и администрацией пытаются полюбовно договориться с администрацией предприятия. И если не получается — то далее этого, как правило, не идут, ведь "Роспрофжел" — профсоюз, в котором состоят как рабочие, так и представители администрации. В случае возникновения каких-то спорных вопросов профсоюз всегда будет на стороне руководства, так что в ближайшее время никаких совместных мероприятий, я думаю, у нас не получится.
— Сейчас общественный транспорт во Франции практически встал, и не последнюю роль сыграли тамошние машинисты. В России такое возможно?
— Французы показали, насколько там сильные профсоюзы. Наши же работники пока только с любопытством за всем этим наблюдают и потихоньку начинают понимать необходимость сплочения. Они стали наконец-то осознавать, что непосредственное участие самих работников в этой забастовке может помочь им добиться своих требований.
Надеюсь, что это время скоро настанет. Автор: Комиссаров Аркадий
|